среда, 2 ноября 2011 г.

герои

Герои.



И истинный историографический
Анамнез выходит на Времена
Первоначальных событий , когда
Человек приводил свое поведение,
в соответствии с культурой, веря, что
эти формы поведения были ему
открыты Сверхъестественными Существами.
М.Эллиаде.









В мифологическом пространстве номадов героические сказания- то , что создает особую «температуру» отношений с миром, с Великим Тенгри, с соплеменниками. Как пишет Л.Н.Гумилев: « Само слово тюрк значит «сильный, крепкий». Согласно А.Н. Кононову , это собирательное имя , которое впоследствии превратилось в этническое наименование пелменного объединения».(Л.Н.Гумилев. «Древние тюрки»).
Каждый повседневный поступок становится героическим, человек труда-героем, время, в которых он трудится- эпическими. Аубакир Исмаилов начинает свой долгий творческий путь в 30-е годы 20 столетия , в период грандиозных преобразований и изменений во всем мире. Возможно, вследствие этого первые картины из жизни молодой Республики наполнены героическим духом и огромной силой: «Балхаш. Молодежная бригада на строительстве.» (1938), «Караганда.тянут кабель» (1932), «Караганда.толкает вагонетку» (1932).
Геройство духа всегда живетв кочевнике, храбрость и бесстрашие- показатели принадлежности к кочевому миру, каждый день наполненном изменениями и опасностями.
Родившись до начала Революции, пережив Гражданскую войну, находясь в самые трудные годы в столице СССР Москве, Аубакир Исмаилов непонаслышке знал о категориях храбрости и силы: « т.о. историки классической древности сообщают о Саках лишь те или другие черты редкой чистоты и высоты душевной, и ни одного из них не встречаем об этом народе ничего такого , что могло бы быть обращено ему в укоризну». (Григорьев).
Целая галерея героических образов создается художником в Годы Великой отечественной войны.
В период , самый ответственный и тяжелый для родины , Аубакир Исмаилов помогает перевезти знаменитый ЦОКС из Москвы в Алма-Ату, участвует в съемках «Ивана Грозного» великого мастера кино Сергея Эйзенштейна и , несмотря на трудности и лишения военного времени, создает огромный цикл произведений , посвященных тюркскому эпосу: « на рубеже тридцатых-сороковых годов имя Исмаилова вновь появляется в каталогах художественных выставок. Тогда он создает цикл акварелей на темы казахского народного эпоса «Камбар-батыр». В этих листах с преобладающим изображением битв , поединков , охоты на степного зверя художник стремился подчеркнуть героическое начало эпического сказания , последовательно передать особенные черты жизни казахского народа». (А.Синенький).
Картины к эпическим тюркским произведениям этого периода сравниваются исследователями творчества Аубакира Исмаилова с живописными работами к великим эпосам , как «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели, а также «Слово о полку Игореве».
Героический дух народа в период войны проявляется в картинах Аубакира Исмаилова в образах Камбар-Батыра( «Камбар-Батыр», «Камбар-батыр и Назым-кыз» (1940 ), Кобланды-батыра («Кобланды –батыр» 1943), общетюркского героя Алпамыса: «много вариантов этой сказки, но наиболее архаична алтайская версия «Алып-манаш» записанная со слов сказителя Н.Улагашева» (Л.Н.Гумилев).
В этот же период Аубакир Исмаилов пишет цикл картин, посвященных казахской национальной борьбе «Казакша курес», где мы встречаем образы знаменитых батыров: Балуана-Шолака и Хаджи-Мукана : балуан-Шолак и Туйебалуан», «Казахская национальная борьба «казакша курес»(1941). Знаменитые казахские борцы продолжали традицию тюркских героев-батыров, защитников тюркского Эля. В народе о силе таких борцов слагались сказания, песни, их воспевали в народных айтысах,о них ходили легенды.
Аубакир Исмаилов в 30-е годы создает графическое полотно , посвященное последнему казахскому хану Кенесары Касымову. Долго размышляя над образом , дискутируя с главным историографом Хана Кенесары Е.Бекмахановым , художник пишет неповторимое произведение , судьба которого вследствие политических репрессий тех годов, была тяжелой.
Оригинал произведения исчез в перепитиях времени, автора биографической книги о Кенесары Касымове, иллюстрации к которой создал Аубакир Исмаилов , историка Е.Бекмаханова арестовали после выхода книги в свет, но , к счастью в архивах художника сохранились эскизы произведения. 
В последние годы жизни художник возвращался к теме последнего казахского хана, давал интервью, рассказывая об истории написания книги и картины.
В послевоенные годы Аубакир Исмаилов постоянно ездит по Казахстану , открывая в дальних сельских уголках страны художественные галереи, участвуя в совместных выставках. В этот период художник создает ряд акварельных работ, посвященных ударникам труда : «Металлург Бахытжан Сембин» (1973), передовым колхозникам и рыбакам , а также ревлюционным деятелям : Амангельды, Алиби Джангильдину.
В тюркском мире –кочевник всегда герой , победитель: без бесстрашия и силы трудно создать новый мир. Геройство как благодать Великого Тенгри , поэтому в кочевом мире герои, батыры, художник и поэты –личности , которыми восхищаются , их советов слушаются , их дружбой гордятся.
В 70-е годы Аубакир Исмаилов пишет акварельные работы, посвященные Алтаю , в которых появляется тюркский мифологический герой-Гэсер-хан.
Горы Алтая , наполненные древними геройским преданиями и сказаниями , величественные и могучие , родина тюркских кочевников , принесли в мир особый modus vivendi, когда храбрость , смелость и отвага-не исключение, а необходимость.

Комментариев нет: